РАДИО "СВОБОДА"

(Разрозненные мысли)

 

      Тема неблагодарная. Подобна вопросу о национальностях. Шипение ожидается со всех сторон. Либерасты возмутятся заодно с держастами — державниками...

      Наибольшая трагедия — переезд из Мюнхена в Прагу. Резко ухудшилось качество, в том числе чисто техническое. Усиление помех на КВ-диапазоне не объяснить нашествием компьютеров — тогда еще направленные на Россию "Голос Америки", BBC, "Немецкая волна" вещали на русском языке не хуже, чем прежде. А, как известно, Вашингтон, Лондон и Кельн[1] гораздо дальше Праги.

     Правда, появилась Московская студия. Кое-где некоторое время транслировали передачи на средних волнах и УКВ. Московская студия нечто дала, но она же, в свою очередь, понизила общий уровень вещания, как и Прага.

      А теперь? Извольте кланяться дождям-снегам и тучам. Хр-рр! Это прослав-в-влен-ный кристал-л-льно чистый сигнал из кос-с-с-моса или хватайте, как воздух (или как соску), уже розданный девайсам интернет. Не все так просто отдадут. А некоторые программы должны обходить роутеры стороной и шунтировать их, глушить ай-радио. 

     В Праге объявились новые ведущие: Анатолий Стреляный и Яков Кротов. Вначале они воспринимались с большим сомнением. Стреляный и теперь не может восприниматься некритично. Однообразен. Заострен на паре идей. Однако это единственный сотрудник станции, который таки работает с письмами "трудящихся", хотя в весьма ироническом ключе. А Кротов чрезвычайно  хитер, ох, хитер. До сих пор приглашает на передачу атеистов, иногда и сам им понарошку прикидывается, но христианскую идею бережет как зеницу ока. Вот она реклама на станции, где рекламы, казалось бы, нет.

    Подспудной-то рекламы везде предостаточно!

    Даниил Голубев и Борис Парамонов — немногие из старых знакомцев, заочно приглашаемых на силь­но перелицевавшуюся "Свободу". Их голоса со­­пряжены с неизбежной ностальгией. Б. Парамонова трудно причислить к философам или мыслителям, самостоятельной и самостийной величине, однако интеллектуальной энергией, интеллектуаль­ными эмоциями от него так и разит. И даже вполне чувственным скептицизмом. Еще бы! Любимейшая тема — вовсе не русские вопросы, не "Картинки с выставки", но вопросы пола. Корешки важнее вершков! Голос Д. Голубева появлялся все реже и реже, пока не исчез окончательно. Возможно, таки сподобятся на передачу его памяти.

     Манкируют нью-йоркской студией. О науке и медицине всё реже и реже. Главное — бесчисленные ток-шоу на мозольные темы. Начиная с Чечни и "Курска" пошло и пошло...

     И за рамками нынешней рубрики Игоря Померанцева "Красное сухое" было немало сообщений о "медицинской пользе" алкоголя. Немало радиостанций засветилось на этом грехе, но "Свобода" — больше всех. Де ежедневные мини-количества вин­ной продукции весьма и весьма... Сколько трез­венников или близких к ним лиц было совращено? А миниалкоголик — такой же алкаш, как и все. И, как правило, себе вредит, а особенно в России. Если после закиси азота (в отличие от мертвых проспиртованных эритроцитов, она улетучивается) есть шанс восстановления нервных клеток, то алкоголь — альтернатива лоботомии. Идет порча голов в физиологическом смысле. Вот тот пункт, где грязь, вылитая на радиостанцию, как бы оправдывается. Дескать, портим население России, откупоривая бутылку (по И. Померанцеву) закупориваем мозги. Конечно, кому-то для пользы дела от мозгов надо избавляться, но тогда, скажем, останавливая этанолом выведение мочевой кислоты, выпивающий портит суставы и всё прочее. 

 

      Что было принято говорить об иновещаниях в советском народе? — Врут, врут, врут. Что представлялось наибольшей ложью? — Россказни о границе между Восточным и Западным Берлином. Специальные аппараты де стреляют по бегущим людям металлическими шариками! — А оказалось? — Чистейшей правдой.

 

     Некоторые успешно ловили "Свободу" во все времена, не переходя на 19 метров и ртутные антенны. Я, к примеру, принимал ее с помощью странной ручки контрастности телевизора "Енисей-2" и с помощью наушника-пробника, подключаемого к широкополосному... почти утюгу. Правда, довольно тихо, на пределе слуха. Доходил не первичный сигнал, но его зеркало-эхо в необычной полосе частот, куда глу­шил­ки заглянуть не догадывались. Проводить опыты такого экстраприема сильно помогали пробивающие всё и вся бриллиантово-огненно-ка­пель­ные позывные. Не распознать "Свободу" было невозможно.

 

     О прочих станциях. С пятидесятых до середины восьмидесятых первенство принадлежало "Голосу Америки". ВВС редко вырывалась вперед из-за меньшего времени вещания. Здесь и Сева Новгородцев не всегда мог помочь. Высшее радиотехническое качество отдаю, конечно, "Немецкой волне". Ее же сотрудники отличались наибольшей вежливостью по отношению к слушателям. И даже спрятанная за кулисами администрация! Нельзя не отметить чрезвычайного чванства начальников остальных станций и русских служб, общего руководства[2]... Кроме, может быть, Джованни Бенси. Зато "Волна" всегда считалась слишком официаль­ной, а потому часто — скучной.

      Каковы нынешние вражеские голоса? По разным поводам к ним можно отнести и "Эхо Москвы", и РСН, и "Маяк". Под этот ярлык можно подвести станции местные. Ухитряются прерывать джин­су рекламой! Да и сама реклама из-за каких-то сбоев частенько идет каждые пять минут, а на "Эхе" — через полторы минуты. Навязывают давным-давно остобрыдшую эстраду[3], ахающих и охающих кумушек-ведущих. Канули в лету те времена, когда ленинградское радио было лучше и приятнее московского.  А словеса "погода в нашем городе"? "В каком именно НАШЕМ городе?" — надо спросить у Венедиктова и прочих. Сейчас пошло еще хуже — говорят: "В НАШЕМ регионе". Как решить этот ребус, если вещание идет в разных субъектах федерации, если иногда включаются местные студии и оперативно — не успеешь заметить — отключаются?

 

 

      А проводное радио? Ранее пользование транс­ляцией оп­ла­чи­валось. Всё верно. С какой стати плату требуют сейчас? Радиоточки больше нужны МЧС, городской и районной администрации, кандидатам в депутаты, рекламодателям и заказчикам джинсы. Они и должны платить. Какой нормальный пользователь будет оплачивать бесконечную джинсу о биодобавках, медицинских центрах, о финансовых завлекаловках, строительных рынках, туристических услугах, деятельности юрисконсультов и др.

   

 

       Возвращаемся к интернету и эфиру. Радио "Звезда"[4] и "Литературное радио" больше подходят тем, кто бесповоротно потерял память, может тысячу раз и с разными промежутками слушать одно и то же, а "Радио Фантастика" — задержавшимся в развитии. Как-то оно подпортилось последнее время[5].

      Наибольшей враждебностью, прославилось, ко­неч­но, "Ли­тературное радио". Оно наглядно показывает слушателям что есть такое разложившийся труп поэзии и как его следует есть с постным маслом.

      О враждебности содержания передач радио "Орфей" не может быть и речи из-за ужасного качества трансляции. А это классическая музыка! Кошмар был на средних волнах. Сейчас он перекочевал на УКВ. Почему же — на УКВ, господа, а не на обычный FM-диапазон? Одно время адресную строку "Орфея" можно было вставлять в I-при­ем­ни­ки. Это время закончилось. Аналогично умерла и строка радио "Джаз". А было много лучше несколько бормашинного петербургского радио "Эрмитаж"[6].

     "Эхо Москвы" и часть других станций практически отказались от Интернета, поскольку погнались за мобильными вариантами приема, передоверили себя мутным посредникам, потеряли нормальный URL. И наоборот: "Свобода" идет на планшет с "Андроидом" лишь в виде разрозненных файлов и текста, голос иной, нежели в настоящем приемнике.

      В связи с этими проблемами назовем и самую вредную для китайских инженеров корпорацию: это — 101.ru. Словеса о чванстве руководства, плохих и туповатых парнях целиком к ней относятся.

  

      А что за микрофоны в большинстве ток-стан­ций? Голоса Венедиктова и Ганапольского неотличимы. Нужно дожидаться, когда один начинает сердиться или потрясать властными полномочиями, а другой — весомо-грубо-зримо проявлять наивное удивление или неправедный гнев[7].

 

     Голоса Сергея Доренко и Юлии Латыниной[8] звучат вне всех и всяческих голосов. И даже поверх голосов. Деятельность Латыниной нужно относить к двум эрам: до проигранного клинча на "Эхе" и после. Какая, скажете, христу-богу[9] разница? Мало ли, кто какую игру проигрывает!? Многих шо­кировало кино под на­зва­ни­ем "Молодец на заочных овец". Полученная слушателями и Латыниной травма все еще не залечена. Девушка стала потухать. Похоже, заодно пропали источники конфиденциальной информации. А без этого экскурсы в историю Китая или Древней Греции с Римом, оригинальные и правильные взгляды недостаточны. Слушатель лю­бит копченое.

      Зато Доренко у нас — профессиональный камикадзе (гораздо больше, чем "киллер") и заслуженная птица-феникс одновременно. Раньше он периодически завоевывал себе не только имидж народного трибуна в современном смыс­ле, но часто — избалованного ребенка. Одно другому не мешало. С переходом на "Говорит Москва" стал и совсем имитировать говор очень эгоцентрич­­ного трех-че­ты­рех­летнего малыша. Что-то слу­­чилось в доме Облонских... Фокусов хватало и раньше. Но памятник себе Сергей Доренко заработал. Сие и Венедиктов понимает.

      Ясно, лучшие "Развороты", "Подъемы", "Коды", "600 секунд" и др. имеют место при наличии в обществе множества мелких скандалов. Крупные скан­далы обычно дают мало очков и скорее могут подпортить либо реноме ведущего, либо статут на станции. Бывает, убивают и саму станцию.

 

*    *

     Многие поднятые вопросы, скорее всего, кого-то задели. Могут спросить о моей позиции на прошлых и нынешних баррикадах. Попробую это прояснить. Не так давно мне пришлось заполнять анонимную социологическую анкету — я сам удивился, как ее заполнил, отказавшись оценивать политических деятелей последних 50 лет, даже халатного Горбачева и хищнейшего Ельцина, августейших персон-особ — правящих принцев Путина и Медведева. Проблемы-то — с иными храповыми колесами. Сверх того, наиболее правильно оце­нить свое время можно лет через 200. 

     А вообще эстетику я ставлю гораздо выше этики, а оторванную от тщеты и суеты мысль выше любой политики и религии. Без надчеловеческого содержания не обойтись. А здесь один миллиграмм нектара дороже тысяч тонн хлеба. Тем не менее ясно одно: Советский Союз проиграл третью мировую войну, исчез. Одна из причин такого исхода — его идиотическая идеология. Однако лучше ли идеологии современной России? Бандитов и ка­пи­талистов, путан уже не ставят на место пост­революционного Павки Корчагина. Ну и что? Ку­ры смеются по-прежнему.

 

     Высшего культурного взлета (в утонченном, а не в массовом смысле) Россия достигала во времена декаданса при Николае II. Наметившийся горбачевский декаданс полностью провалился: пытались попросту подсоединить бурлаков к рассыпав­ше­муся философскому пароходу, к прозеванным и просроченным достижениям западного искусства, эзотерике Востока. В итоге — почти ничего, одни общие места. А в качестве бонуса — умощнение лженауки и возрождение мракобесия. 

 

 

                                                           Март 2014 г

      

 

      Поздние добавления.

 

      Есть вещи хуже рекламы закрепителей шатающихся зубных протезов и средств от соплетечения. Внутренние анонсы. Если ими (наряду с адскими геометрическими заставками; зачем они?) печально славился канал "Культура", то ныне — радио "Эхо Москвы". Однако здесь суперэмоциональность! Жуткий вой! Визг. Писк. Бессмысленные повторы. Новое наступление белиберды (стали настырно трещать несколько раз в течение часа, захватили ночь) совпало с увольнением С. Корзуна. Когда-то была мощная самореклама КПСС. К чему она привела? А здесь-де "вынужденные" ставни на региональную рекламу. Станции "Эхо Москвы" практически не существует. Слушайте "Маяк".

      Svoboda? Накрылась Краиной. Музыка, литература, театр и др., оказывается, существуют только там. Зато Турции стало гораздо меньше. Исчез заунывный голосок спецкора. А вот на "Эхе" кое-кто знает о действительных правилах дерганья за интернациональный ностальгический нерв. И получается.

 

      "Звезда"? Сильно изменилась. Улучшилась, затем пошла на новое ухудшение.

 

     Доренко? Гораздо лучше, когда он — лицо подначальное, а не руководитель. А так и готовиться не обязательно. А теперь на "Говорит Москва" во время "Подъема" рекламы больше на порядок. Выключишь на три минуты, почему-то оказывается — на сорок — и нет никакого "Подъема", нет Доренко.

 

 



     [1] Ныне эта волна идет из Бонна. Конечно, не на русском языке.

      [2]  Возьмите хотя бы эпизод с тем же Савиком Шустером. Перетирают миллион раз, на разные лады всякую пурпурную и буро-ма­ли­но­вую новость. А в щекотливом собственном вопросе мгновенно заткнулись. Гм... А нынешняя история с Крымовым-Бабицким еще смешнее! Никакой ему СВОБОДЫ мнения! Станция публично падает лицом в грязь. Даже суперзаслуженному и проверенному работнику никаких колебаний от генеральной линии... Оказывается, "Эхо" куда либеральнее к своим сотрудникам!

 

      [3] Голос Госдепа и здесь умнее. Вовремя и ненавязчиво ввернут песенку о Сталине, о Берии. Ленин там всегда молодой, юный Октябрь впереди... И кроме анекдота выбирают из прошлого отстоянное и каленое, ныне неофициально запрещенное. А такими оказались и мелодии, некогда звучавшие на митингах и демонстрациях.

     [4] Однако до белого каления могут довести бесконечные местечковые народные легенды о происхождении рек, озер, гор и др. Девушка полюбила,  побежала и превратилась... Один раз такое неплохо, но десять, двадцать, сто раз... Обо всей территории России. Не менее надоедливы практикуемые многими СМИ народные приметы о погоде. В 95 % случаев эти "прогнозы" давно не оправдываются ни в каком смыс­ле. О кратких астрологических пророчествах можно и помолчать. Все-таки рекорд — одни и те же цитаты (советы женщинам) из Овидиевой "Науки любви". Эти высказывания являются если не ка­ри­ка­ту­рой с пародией, то заведомой риторической пустышкой и кивком исто­ри­ческим теориям академика А. Т. Фоменко. Язычники римляне были раскованы и не страдали зашоренностью христиан, а эти советы так и светятся убогим сластолюбием средневековых монахов.

 

     [5] Ныне это радио уже восстановило свою лучшую рубрику "Темные аллеи", однако оставило массу текстов, начитанных небулдаковским голосом пригодным разве для чтения произведений писателей-деревенщиков и производственных романов в духе соцреализма.

     [6] На "Эрмитаже" идет всегда удивительно ледяная музыка с ледяным тембром. Очень актуально для города с пасмурной погодой! Очевидно, этот джаз предназначен исключительно любителям коньяков и сигар. Известно каким. Спокойствие, комфорт требуют усекновения головы. Не менее четырех разнокалиберных колонок для лучшего обмана восприятия. Однако меломаны, которым требуется что-то срочно и четко прослушать, могут параллельно дать негромкий свинг с другой станции или проигрывателя. Минут 5-8 такое терпимо. "Безуп­реч­ность" как вещь в себе — задача не из легких. И гениальное под такую рубрику, конечно, не попадает. Кто-то ищет рай в небесах. Задача "Эрмитажа" высекать тихое рядовое блаженство из вполне предметного мира, скажем, из приличного интерьера. Получается ли это? Не знаю. Спросите у пупырей. В традиционном джазе больше разрядки, чем зарядки, разрушения, а не созидания. Недаром его так не любят парабиологи. Никотин из той же обоймы.

     Почти все "голоса" можно слушать во сне. Первенство — у ночной медитативной музыки "Детского радио". "Эрмитаж" для этой цели не годится. Не прогибается под сюжеты сновидений. Автомобильные колонки? Больше водителю, чем пассажиру, то есть не всем жирным котам. И не для лиц, знающих английский в совершенстве, — тексты так себе. Инструментальная музыка — в загоне.

     В чем еще проблема? Кто-бы взял 2/3 идей состоявшейся (но перманентно оплывающей) эрмитажной идеологии и применил совсем к другой музыке — еще более удаленной от обычной эстрады. Названия произведений? Имена исполнителей? Достаточно было бы адресации к подкасту, почасовой архиву.

     [7]  Яркий пример. В 2014 году Ганапольский не воспринял робких попыток борьбы с коррупцией при закупках медтехники. И его, по выражению собеседников, "понесло". Сказались некие комплексы.

     [8] Запомнилось древнее дефиле Латыниной в Союзе композиторов на улице Герцена (seu Большой Морской) — 1989 г.

     [9] Правильно у меня написано со строчной.